Симулякр

"Симулякр - это нечто, похожее на всё хорошее и настоящее, при этом являющееся ничем" (М. Зырянова)

"Если долго вглядываться в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя" (Ф. Ницше)

 

Интеллектуальный символ – это любой символ, созданный интеллектом. "Симулякр" и "пустота" – это ключевые интеллектуальные символы эпохи постмодерна начала ХХI века. Более того, интеллектуальные символы "пустота" и "симулякр" жёстко связаны с самой природой символов.

Определение симулякра

Из словаря можно узнать, что "симулякр (от лат. simulatio - образ, подобие; видимость, притворство) - явление, поведение, предмет, имитирующие с какой-либо целью другое явление, поведение, предмет".

Симулякр – это понятие, в современном трактовании введённое философом Жаном Бодрийаром и означающее продукт симуляции как способа вытеснения смерти из социальной истории, как «порождение гиперреального» "при помощи моделей реального, не имеющих собственных истоков и реальности”. Под действием симуляции происходит «замена реального знаками реального». Симулякр оказывается принципиально несоотносимым с реальностью напрямую, если вообще соотносимым с чем-либо, кроме других симулякров. Симулякры – это "копии копий”, "рисунки рисунков”, не отсылающих ни к каким реальным предметам, событиям, вещам. Процесс симуляции – это не пародия, не имитация, это процесс копирования без исходника. Не случайно авторы трилогии "Матрица” взяли идеи Бодрийяра на вооружение и даже позволили его книге "Симулякры и симуляция” быть тайником Нео.

Согласно Бодрийару, симулякр появляется на четвёртой стадии развития знака, символа, образа: первая – отражение глубинной реальности; вторая – маскировка и извращение этой реальности; третья – маскировка отсутствия всякой глубинной реальности; четвёртая – утрата всякой связи с реальностью и переход от видимости к симулякру. Признавая симулякр бессмыслицей, Бодрийар утверждает, что в нём есть известное очарование, соблазн и совращение, причём выделяет три исторические фазы совращения: ритуальную, эстетическую и политическую.

В итоге, симулякр – это эхо отсутствующего звука, тень отсутствующей вещи и даже рисунок не существующего рисунка. Эпоха симулякров находит яркое воплощение во многих социальных и культурных феноменах постсовременности (например, гипермаркет, который не является "точкой продаж” старой формации, а представляет собой особый сплав поп-арт музея, религиозной общины, "территории праздника” и определённого стиля существования).

В результате возникает особый мир, мир моделей и симулякров, никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых гораздо реальнее, чем сама реальность. Этот мир, который основывается лишь только на самом себе, Бодрийяр и называет гиперреальностью. Гиперреальность – это и есть своего рода матрица, которая делает реальность проблематичной, ускользающей, исчезающей. Ничто не реально, ничто не может быть точкой опоры – ни внутри, ни снаружи. Всем этим процессом правит симуляция, которая выдаёт отсутствие за присутствие и смешивает всякое различие между реальным и воображаемым.

По мысли Бодрийяра, современная мировая политика воплощает концетрированный симулякр: власть лишь симулирует власть, при этом столь же симулятивно и сопротивление ей; что же касается информации, то она не производит никакого смысла, а лишь «разыгрывает» его, поскольку подменяет коммуникацию симуляцией общения, что и порождает специфику мироощущения современного массмедиированного состояния общества и общественного сознания.

Cимулякр и виртуальная реальность

Российский интеллектуал С. Строев отмечает: "Постмодернистская культура имеет качественно иную суть. Она опустошает символы, лишая их смыслового содержания; она не придаёт осмысленность и ценность природным и социальным явлениям реальности, а, напротив, обезличивает и обесценивает их. Созданный ею симулякр – искусственный фантом – обладает большей сенсорной и эмоциональной насыщенностью, чем образы реального мира". Но именно сенсорная и эмоциональная насыщенность симулякра лежит в основе привлекательности симулякра. Аналогичный эффект известен в природе красок. Известно, что натуральные краски, используемые в создании икон, не обладают яркостью и эффектностью ненатуральных красок. Так и симулякр создаёт в сознании человека более яркую виртуальную картину, чем та, что существует в реальности. На этом эффекте акцентирует внимание С. Кургинян: "Население всегда будет реагировать на симулякры, неотличимые от действительности… виртуальная реальность мира СМИ может полностью заменить реальную".

"Диснейленд – прекрасная модель всех переплетающихся между собой категорий симулякров. Это, прежде всего игра иллюзий и фантазмов: Пираты, Пограничная территория, Мир будущего и т.д. Этот воображаемый мир, как считают, причина успеха заведения. Но что притягивает толпы посетителей гораздо больше, так это социальный микрокосм, религиозное наслаждение миниатюризированной реальной Америкой со всеми её бедами и радостями.” (Жан Бодрийяр)

Яндекс.Метрика

© 14 октября 2011-2012 LibertyCity

Создать бесплатный сайт с uCoz